Карпов И.П. «Мысль»: именование способности мышления (Л.Н. Андреев) |
Тело, организм человека побуждает сознание человека фиксировать свои состояния. Например, Бунин обладал необычайной рецепторной восприимчивостью, отсюда в его творчестве объективировались способности чувственно-страстного восприятия природно-предметного мира. Стремление реализовать себя как обладателя мышления, умственных способностей — это обстоятельство может быть интерпретировано как основная причина постоянного внимания Андреева к мозгу, к мысли, постоянного присутствия в образной системе антагонистов «умный-глупый».
В «Красном смехе»: «Мысли мои ясны, представления отчетливы и резки <�…>» (2: 25). «Я могу мыслить — это главное, это все (2: 50). В «Елеазаре»: После влияния взгляда Елеазара «гордый мудрец» восклицает: «— Я не могу думать! Я не могу думать!» (2: 204). Цезарь в самохарактеристике отмечает и свои мыслительные способности: «<�…> и гордые мысли мои, как орлы, облетают пространство» (2: 207). Но одно дело, когда писатель постоянно говорит об умственных способностях, постоянно употребляет слова «мысль», «мозг», «разум», «умный», «глупый», другое — что скрывается за этими словами, что ими конкретно обозначается. 1. «Мыслью» именуется состояние мыслительной деятельности человека, процесса, качества мышления. Молодой помощник присяжного поверенного готовится к речи в суде:</>P «Сперва работа не клеилась, но после нескольких стаканов крепкого чаю и десятка папирос разбросанные мысли стали складываться в систему» («Защита») (1: 63). 2. «Мыслью» именуется определенное психическое состояние — состояние «просветления», общей активизации сознания, особенно в ситуациях стресса (персонаж озарен новой для него мыслью, персонаж находится в состоянии психического возбуждения).
«Когда от этих воспоминаний мысль вернулась к Сергею Петровичу, она стала удивительно острой, точной и светлой, как нож, который отточили. Еще минуту она в нерешительности колебалась, отмечая окружающую тишину, погасший самовар, тиканье карманных часов на столе, и внезапно, точно найдя, что ей нужно, вылепила картину похорон Сергея Петровича — такую правдивую, яркую и страшную, что он вздрогнул и руки его похолодели» (1: 248). «Перестала болеть и голова, и мозг заработал с безумной быстротой и такою силой и ясностью, как это случается только горячке» (1: 250). 3. «Мыслью» именуется последовательность суждений, «логика», понимаемая как рассуждение-доказательство, как выражение мыслей в слове. «Дневник Сатаны», в котором автором осознаются многие особенности своего мировидения и своей художественно-рационалистической программы, начинается рассуждениями:
«Одних мыслей недостаточно, и они не вполне ясны, отчетливы и точны, пока Я не выражу их словом: их надо выстроить в ряд, как солдат или телеграфные столбы, протянуть, как железнодорожный путь, перебросить мосты и виадуки, построить насыпи и закругления, сделать в известных местах остановки — и лишь тогда все станет ясно. Этот каторжный инженерный путь называется у них, кажется, логикой и последовательностью и обязателен для тех, кто хочет быть умным; для всех остальных он не обязателен, и они могут блуждать, как им угодно» (6: 117). 4. «Мыслью» именуется воображение.
«Он мысленно целовал морщины, по которым должны были скатиться слезы <�…>» (1: 249). 5. «Мыслью» именуется память.
«Постепенно, мысль за мыслью, он вспомнил все, что прошло вчера в его голове <�…>» (1: 249). 6. «Мысль» натурфицируется, наделяется актантными свойства, превращается в самостоятельно действующее существо, в образном отношении — абстрагируется, превращается в абстрактную сущность.
«Он безопасен от вторжения людей, но до сих пор он ничего не мог поделать с мыслями. И они приходят, раздвигают стены, снимают потолок и бросают Андрея Николаевича под хмурое небо, на середину той бесконечности, открытой отовсюду площадки, где он является как бы центром мироздания и где ему так нехорошо и жутко («У окна») (1: 107). «Как нехорошо это устроено, что не может человек думать о том, о чем он хочет, а приходят к нему мысли ненужные, глупые и весьма досадные» («У окна») (1: 119). 7. «Мысль» опредмечивается, превращается в «мозг».
«И с ужасом почувствовал о. Игнатий, что в ухо его вливается что-то могильно-холодное и студит мозг <�…>» («Молчание») (1: 205). 8. Мысль (мозг) обладает способностью действия.
«Непривычный к рассуждениям мозг денщика тяжело шевелился» (1: 74). «<�…> долго ворочался и содрогался его мозг, подавленный непосильной работой» (1: 236) — сравним: «В голове Сазонки было смутно и тяжело, и по целым часам он неуклюже ворочал какую-нибудь одну мысль» (1: 299). 9. «Мысль» метафоризируется: мысль — любовница (1: 404), мысли — гордые орлы (2: 207). Таким образом, в текстах Андреева словом «мысль» обозначается широчайшая сфера — внутренняя эмоциональная, психическая, интеллектуальная жизнь человека. Мысль натурфицируется, превращается в «отвлеченную сущность». «Оторванные от своего истинного хозяина («Я», личности), отвлеченные сущности, экзистенциально значимые смыслы, облаченные в абстрактные имена, обрастают знаками собственной независимости и самостоятельности (субстанциональности) — предикатами» (Пешковский 1920: 22). В свою очередь и «мысли» могут быть приписаны любые предикаты. Примечания
|