| Главная | Информация | Литература | Русский язык | Тестирование | Карта сайта | Статьи |
Комаров В.Г. Иван (Рюрикович) IV Грозный — Петр (Романов) Великий — Иосиф (Джугашвили) Сталин

В последние дни зимних каникул венгерское «Общество славистов от истории и филологии», организованное как юридическое лицо преподавателями Сомбатхэйского педагогического института, провело междисциплинарный профессорский семинар на тему «MIЙRT ЙPPEN MOSZKVA?», что в переводе на русский означает «Почему именно Москва?» Целью семинара было обсуждение вопросов в основном исторического характера о месте и роли Москвы в создании и укреплении Государства Российского. К сожалению не смог приехать на семинар проф. Руслан Григорьевич Скрынников: эпидемия гриппа она и в России — эпидемия. Поэтому выступлением, открывшим семинар, стал доклад кандидата теологии и филологических наук, доцента Сегедского (Венгрия) университета Валерия Лепахина. Члены общества были ознакомлены с одной из глав новой книги сегедского слависта, готовящейся к печати: «Москва — Третий Рим или новый Иерусалим». Профессор будапештского университета Эржебет Каман основательно и интересно — так, как она делает это всегда — поведала о деятельности Сергия Радонежского, привлекая интереснейшие и редчайшие первоисточники. Эту же тему дальше развила доцент Сегедского пединститута Эржебет Надь. Дмитрий Семушин (Сомбатхэй) предоставил вниманию публики свои рассуждения о месте Куликовской битвы в русском национальном сознании. Председатель Общества — радушная хозяйка семинара — Магдольна Агоштон рассказала о славянской миграции на территории Восточной Европы. На семинар был приглашен и выступил находящийся как раз в Венгрии Второй секретарь Посольства Венгерской Республики в РФ Шандор Сили. Не буду далее перечислять выступления: все они были чрезвычайно познаватиельны, как и последовавшее затем обсуждение, в котором принял участие и автор этих строк.

Название семинара созвучно популярному сериалу, передаваемому вот уж как полгода одним из венгерских ТВ — «
Miйrt йppen Alaska?» (т.е. — почему же именно Аляска) о похождениях молодого врача, попавшего после окончавния Нью-Йоркского университета на Аляску. Не смог удержаться от просящейся на язык почти игры слов: почему именно Москва, да потому что забыла Америка вернуть Аляску. Звучало это таким образом: «
Miйrt йppen Moszkva, mert забыла Америка вернуть Аляску». Шутки шутками, но в голову сразу приходила дюжина крылатых высказываний: «Москва, как много в этом слове…»; «Дорогая моя столица, золотая моя Москва!»; «Не валяй дурака, Америка…»

Продали Аляску или же в аренду отдали Североамериканским Соединенным Штатам, как некогда именовали русские США, — не будем это обсуждать. Отметим только, что была Аляска частью Российской империи, второй (и истинной) столицей которой была тогда Москва. Ленин отказался от всех договоров царского правительства, а подписание Брестского мирного договора отняло у державы западные территории. Аляска — туда, Камчатка — сюда. Вот и о Курилах какой год идет беседа с японцами. А Д. Шагин в «митьковском сборнике» поет «Морскую песню» Н. Богословского и М. Слободского:

На кораблях ходил, бывало, в плаванья,
В любых морях бродил и штормовал,
В любом порту, в любой заморской гавани,
Повсюду я по дому тосковал.
........................................
Когда ж кончал я плаванья далекие,
То целовал гранит на пристанях,
В родном Крыму и во Владивостоке я,
Эх, на Курильских дальних островах,
На самых дальних наших островах.

Политики рассуждают и делят — народ поет свое: митьковские песни и «Любэ», песни недавнего прошлого и стихи русских классиков золотого века отечественной литературы. Словом, «не валяй дурака, Америка», т.е. — отдавай Алясочку. Причем же — спросят меня — здесь Москва? Так она-то и коронованные в ней цари и императоры российские объединила все эти ближние и дальние земли. В ней в большой степени — символ Державы.

Хочется отметить несколько моментов, которые в какой-то степени, с одной стороны иллюстрируют и комментируют сказанное на семинаре, с другой же стороны — представляют определенную оппозицию.

Валерий Лепахин убедительно поведал нам о священности топографии Москвы в отличие от геометричности Петербурга. Не случайны в Москве ни семь холмов (на которых в начале пятидесятых И.В. Сталин воздвиг семь высоток «по образу и подобию» кремлевских башен), ни места расположения ее «сорока сороков». Последний храм, построенный в Москве перед тем, как она вновь официально стала столицей советской, но — России, была громада Христа Спасителя. Задуманный в честь победы над Наполеоном, строился он долго — по степени того как собирались народные деньги. Разрушен же был в мгновение… — два десятилетия спустя I Мировой, сравниться с которой из предыдущих войн могло только нашествие двунадесяти языков Buonoparte. Избранность Москвы, священность ее топографического иконотопа была попрана представителями — пусть и малочисленными — того же народа, что жертвовал на постройку Храма последнее, что имел. Богу — богово, кесарю — кесарево. И кесарю нашему вскоре предстало объявить себя Верховным главнокомандующим: начался очередной, на этот раз — drang nach Osten, в том числе и на Москву. Взорванный Храм, как преступление, повел за собой наказание — 22 июня 1941 года…

Существует немало объяснений тому, как это так Гитлер осмелился на войну против Советского Союза, не приведя в порядок западный и южный свои фронта, не посчитавшись с подготовленностью — что бы там ни говорили — Красной Армии. Два года назад Александр Горянин на страницах газеты «Русская мысль» дал еще одну версию, связанную с Храмом Христа Спасителя. Чтобы не перессказывать процитирую избранные места из этой статьи, называется которая «Что подтолкнуло Гитлера к нападению на СССР?» («Русская мысль», 25 июня 1997 г.)

«Фюрер до дрожи обожал архитектуру, в 20-е годы в ущерб партийным делам чертил альбом «архитектурных фантазий», позже утерянный. Он считал себя великим зодчим, бредил исполинскими постройками. В Нюрнберге он задумал стадион на 400 тысяч мест (объемом в 3,3 раза больше пирамиды Хеопса) и центр для партсъездов на 160 тысяч. Главным его детищем был проект перестройки Берлина. Здесь должна была вырасти триумфальная арка в память Первой Мировой войны, по объему превосходящая парижскую в 49 раз. Гитлер замыслил ее еще в 20-х. Он и к власти-то рвался во многом ради воплощения своих архитектурных грез.

(…)

Сверхценные идеи — это то, что отличает параноиков, а параноидальность Гитлера не оспаривается уже давно. Этот диагноз согласуется не только с его многочасовой говорливостью, но и практически с любыми действиями, с его системой ценностей и целей, во многом объясняет весь его путь.

(…)

Особо одаренные параноики прекрасно отдают себе отчет в том, что некоторые из своих заветных предпочтений им лучше держать при себе, не заявлять о них во всеуслышанье. Этим они делают поправку на умственную, по их мнению, ограниченность своего окружения, на его бескрылость и филистерскую мелкотравчатость.

(…)

Неомраченное архитектурное счастье фюрера длилось до того дня в 1940 году, когда «он узнал, что в СССР также запланировано огромное здание для ассамблей». Речь шла о Дворце Советов на месте уничтоженного Храма Христа Спасителя. Эта Вавилонская башня большевизма должна была иметь высоту 415 метров, а украшавший ее Ленин стоял бы в 14-метровых ботинках и указывал вдаль 6-метровым пальцем. (…)Новость сразила Гитлера…

(…)

Могла ли архитектурная ревность стать для Гитлера дополнительной (хоть и тайной) причиной его решения напасть на СССР? (…) В истории куда больше мистических связей, чем подозревают бедняги атеисты.»

Если у города имеется только две возможности — стать святым или проклятым -, то святая Москва, хоть и не имеющая в своем названии начальных свято- или санкт-, чуть было не стала проклятым градом, но осталась-таки святым городом без указающего на то ономастического определения.

И вот теперь надо отдать должное «духовному» отцу снесения с лица земли Храма Христа Спасителя, бывшему православному семинаристу Иосифу Джугашвили. Должен был он чувствовать этот грех за собой. Враг не был впущен в нашу столицу, но прошел по ее Садовому кольцу хмурой колонной пленных. Высокой была цена. Ее масштабы Верховный почувствовал уже к исходу 1942 года, и с января следующего Красная Армия получила русские погоны заместо советских петлиц, звезды на плечи заместо кубарей и шпал на воротник, а рядом с профилем Ленина и развевающимся Красным Знаменем — ордена Суворова, Кутузова, Нахимова…

Ничего не имею против петлиц. Здесь подчеркивается не противостояние, а возвращение к традиции. Бывший подъесаул в песне И.Талькова сорвал с себя награды и знаки отличия, и «река приняла ордена и кресты, и накрыла волна золотые погоны». Ничего не имею и против кубарей и шпал, комбатов, комдивов и командармов. Кстати, традиция и здесь жива: см. знаки различия железнодорожных чиновников. Святыми для меня есть и будут и советские ордена. Вот только обидно, когда продаются они на европейских антикварных рынках. Но и здесь — нет худа без добра. Хотел я, грешный, привезти в Венгрию награды своих пращуров, деда и отца — два русских Георгия за Первую Мировую и советские за Великую Отечественную. Но — удержался. И — восстановил все награды, попавшие как-то на те же антикварные рынки. Есть что сыну оставить. А оригиналы — у брата и старшего из племянников моих в Сибири.

Понял Иосиф Виссарионович, что необходимо что-то еще, и проклинаемое еще недавно прошлое повело ратников к Победе:

От границы мы Землю вертели назад -
Было дело сначала, -
Но обратно ее закрутил наш комбат,
Оттолкнувшись ногой от Урала.
.............................................
Кто-то встал в полный рост и, отвесив поклон,
Принял пулю на вдохе, -
Но на запад, на запад ползёт батальон,
Чтобы солнце взошло на востоке.

Выиграв войну, Сталин учредил Орден Победы со Спасской башней в окружении бриллиантов и, может быть, в память Храму Христа Спасителя приказал возвести на семи московских холмах высотки с шатровыми куполами.

Купола Христа Спасителя вновь сияют золотом, которое было и остается необходимым сегодня на, казалось бы, самое-самое. Но народ-то сам знает, что для него самое-самое… «Купола в России кроют чистым золотом — чтобы чаще Господь замечал…»

И тут самое время возразить участнику семинара Енё Курунци (Бекешчаба, Венгрия), повторившему слова Дюлы Свака (славист из Будапешта), высказывание которого далеко еще не первоисточник — о том, что Иван IV привел страну к разрухе. По мнению профессора И.А. Ильина существует два типа государственности. Государство-корпорация при полнейшей корпоративности обернется анархией. Государство-учреждение, не соблюдя авторитарных мер, закончится поголовной каторгой. Иван Васильевич осозновал это, но и его государство-учреждение знало свои разумные, пусть и жесткие, границы. Народ не был готов к иному правлению ни при нем, ни при Петре Великом, ни при Александре Первом. Понимал это и Александр Сергеевич, сочувствовавший до определенного времени и степени декабристам, но не бывший с ними у медного всадника в 1825 году. И не только потому, что находился за 101-м километром. «Невыездной» Пушкин был мудрее декабристов. Вспомним как еще в 1819 году воскликнул он в «Деревне»:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный
и рабство падшее по манию царя!..

Не знали или не хотели знать этого нигилисты и внуки-правнуки их времен рубежа веков и начала недавно ппрошедшего. В октябре 17-го Зимний штурмовала всё та же не осознавшая себя масса — дезертиры и не самые радивые пролетарии. И ни одного, заметьте, крестьянина, разве что не из тех же беглых солдат с истекающего кровью фронта ненужной России войны, но войны-то, против России, которую те же российские иуды потом позволили растащить и разграбить — морально, материально и территориально. Иосиф Виссарионович Сталин, также чувствующий необходимость учрежденчества, собрал Россию и поставил ее отнюдь не на глинянные ноги. А вот октябрьская революция 93-го проводилась уже другим по сознанию народом. И не важно было, кто сидит в Белом доме (такой Руцкой или эдакий Хасбулатов; не черта же лысого они защищали), — важна была Россия! При взятии Зимнего погибли единицы; у Белого дома — … сами знаете сколько. А кто не знает, пусть пройдется вдоль решетки железной ограды за Российским парламентом, где фотографии погибших и фотографии оставшихся в живых, иконы и свечи… И мне нисколько не стыдно за буквально распиравшую меня гордость за моего единственного Друга (т.е. — с большой буквы), однокашника моего Женю Гусева. Его фотография тоже там — ксерокопия из «Огонька». Мне стыдно, что я не смог там быть. Мне завидно, что побывал он еще и на войне в Абхазии и военным врачом в Бане-Луке (Босния), помогая нашим меньшим братьям сербам. Было бы чему завидовать, скажете. Есть — чему. Получается так, что отсиделся я в спокойной и уютной Венгрии пока друг мой занимался делом.

Еще пару слов об иконотопности Москвы. Коронация императоров российских проходила всегда в кремле. После возведения на престол Николай Первый назвал Пушкина — побеседовав с ним — умнейшим человеком России. По праву. А вот Петербург уже гербом своим (скрещенными якорями) хотел походить на Рим с его скрещенными ключами. А Москва всегда была византийской, православной. Не к Риму она тянулась обличием своим и иконотопностью — к Иерусалиму (со слов В.Лепахина). И никогда не звучало (и не читалось) как проклятие — Московский метрополитен имени В.И. Ленина. Но вот — Ордена Ленина Санкт-Петербургский метирополитен имени В.И. Ленина!!!

Поэтому: равноправным видится составление нижеприведенной лестницы, как некоей преемственности:

Иван (Рюрикович) IV ГРОЗНЫЙ -  
   Петр (Романов) ВЕЛИКИЙ - 
      Иосиф (Джугашвили) СТАЛИН

Русь первого нашего царя Ивана Грозного уже при нем стала империей (Казань и Сибирь), укрепилась при первом нашем императоре Петре I, и возродилась при Сталине, раздаренная благодарным Ильичем немцам. Поэтому не будем судить так сурово. Хотя как ни крути, из песни слов не выбросишь — ни хороших, ни плохих.

Поэт, которого (пусть я буду неправ), кажется, забывают, облачившись в полевой мундир русского полковника с четырьмя солдатскими(!) Георгиевскими крестами пел:

Я мечтаю вернуться с войны,
На которой родился и рос,
На руинах нищей страны
Под дождями из слез.
..............................
Я пророчить не берусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков,
В страну не дураков, а гениев.

Да простит меня Игорь Тальков: не была Россия ни страной дураков, ни полем чудес в ней. И не будет никогда. Ну а смутные времена… Что ж, это, наверное, наше национальное. Но все равно — наше.

…и, ей Богу, приятно было учавствовать на сомбатхэйском семинаре. Уезжая туда, думал — придется показать зубы. Не пришлось — аудитория состояла из единомышленников. Ну, а прения, они на то есть, чтобы уточнять и комментировать.

И последнее. «Общество славистов» планирует организацию нескольких подобных встреч ежегодно. Хорошее и доброе дело они затеяли. И — в нужное время. Я еще не забыл плакаты, расклеенные по всем городам и весям Венгрии: «Товарищи, конец!» и подпись — MDF, т.е. — Венгерский демократический форум, пришедшая к власти после смены режимов в 1991 году партия. Партия эта успешно провалилась, от нее отпочковалось с тех пор две или три самостоятельные и, сегодня она — ни в коалиции, ни в серьезной оппозиции. «Товарищем» на плакате был затылок в армейской фуражке. Прощаясь с Венгрией, Южная группа наших войск не ударила в грязь лицом. Рядом с плакатами MDF был улыбающийся советский еще солдат — «Istеn Veletek, magyarok!» (Бог с Вами, венгры!»)

HTML-версия Studio KF, при использовании ссылка на сайт https://www.russofile.ru обязательна!

В начало страницы Главная страница
Copyright © 2024, Русофил - Русская филология
Все права защищены
Администрация сайта: admin@russofile.ru
Авторский проект Феськова Кузьмы
Мы хотим, чтобы дети были предметом любования и восхищения, а не предметом скорби!
Детский рак излечим. Это опасное, тяжелое, но излечимое заболевание. Каждый год в России около пяти тысяч детей заболевают раком. Но мы больше не боимся думать об этих детях. Мы знаем, что им можно помочь.
Мы знаем, как им помочь.
Мы обязательно им поможем.