| Главная | Информация | Литература | Русский язык | Тестирование | Карта сайта | Статьи |
Кирьянов С.Н. «…книга должна бы называться Лиленька, а называется — Лирика» (Автографы поэтов «серебряного века»)

Координаты автора: snk@www.tmc.tver.ru

«Серебряный век» русской культуры. Эпоха загадочная, даже мистическая. Мельчайшие детали приобретают вселенское значение, алхимия синтеза творчества и реальности рождает философский камень искусства. Каждая книга — жизнь автора, воплощенная в слове, букве, выборе шрифта, оформлении обложки. Как не бывает на великосветском балу двух дам в одинаковых туалетах, так и книга «серебряного века» каждая в своем: строгий Брюсов, громкий Маяковский, надменный Бальмонт, гениальный Северянин, смиренный Клюев, экзотичный Гумилев…

Особая тайна, когда видишь рукописи Блока, Иванова, Гиппиус, Есенина, Ахматовой… Их переписка скрупулезно собираемая и восстанавливаемая, давно вошла в художественный и научный обиход наравне с собраниями сочинений. Это относится и к не менее интимному, чем письмо и любовная записка, жанру дарственной надписи, или инскрипту. Дарственные надписи древний жанр словесного творчества, развивающийся по определенным законам. Автографы на книгах, фотографиях, рисунках — небольшие по объему специально создаваемые экспромты прозаического, поэтического или смешанного характера, цитаты из своих произведений. В отличие от близких к ним по назначению посвящений, автографы не публикуются, они предназначены конкретному лицу. Надписывая книгу, автор как бы вновь авторизирует ее после печатного станка, возвращает ей свое тепло. Книга с автографом становится уникальной, приобретает дополнительную смысловую и эстетическую нагрузку. Книга с автографом гениального поэта, писателя, ученого — это не только раритет, но и документ, позволяющий понять по особенностям почерка настроение, характер писавшего; уточнить представления о круге знакомств автора, реконструировать его биографию, а иногда и адрес. Так, например, изучение дарственных надписей С. Есенина помогло обнаружить около 20 имен, не встречающихся в собраниях сочинений поэта.

Русская поэзия начала столетия — яркое, сложное, неоднозначное явление культуры. Единства не было, да и не могло быть даже внутри одной литературной группировки. Символисты, импрессионисты, акмеисты, имажинисты, различного рода футуристы, как морские волны, сменяют друг друга, появляются новые группы молодых поэтов, чтобы завтра растаять в поиске оригинальных поэтических форм, безжалостно отрекаясь от своих сегодняшних идеалов; но дружба, любовь, взаимные симпатии, преклонение перед истинным мастерством все же существовали.

Одним из признанных авторитетов был В. Брюсов, к нему обращались как к мэтру российского Парнаса. Именно ему адресовано большинство из известных автографов. Н. Гумилев считал Брюсова своим учителем. На его книге «Жемчужина» (1910) было напечатано «посвящается моему учителю Валерию Брюсову», а на экземпляре, подаренном Брюсову, Гумилев сделал надпись: «Валерию Яковлевичу Брюсову кесарево кесарю. Н Гумилев»1. Брюсову в автографе на книге «Пепел» (1909) выражает свою преданность А. Белый: «Глубокоуважаемому Валерию Яковлевичу Брюсову в знак искренней преданности Андрей Белый 16 декабря. 08 года.». М. Цветаева, даря «Вечерний альбом» (1910), обращается к Брюсову как к критику: «Валерию Яковлевичу Брюсову с просьбой просмотреть. Марина Цветаева Москва, 4-го декабря 1910 г.». Брюсов прочитал книгу, о чем свидетельствует карандашная заметка на полях этого экземпляра, сейчас хранящегося в Российской государственной библиотеке в Москве. К сожалению, надпись неразборчива, и мы не узнаем, о чем он думал, читая стихи начинающей поэтессы. К. Бальмонт благодарит брата по духу, «с которым вдвоем прошел самые трудные дни Русской Поэзии» и его «собственной жизни» (из автографа на книге К. Бальмонта «В безбрежности; Голос природы», 1917. Автограф датирован 29 декабря 1916 года, Москва), за признание книги: «Под северным небом» (1917): «Валерию Брюсову этот утренний цветок, лишь им в те дни привеченный. К. Бальмонт. 1916. XII. Москва.».

Для С. Городецкого гений Брюсова — цель, к которой он стремится, сознавая значимость каждого своего шага, поэтому в автографе на книге «Перун» (1907) сильны нотки будущего соперничества: «Валерию Брюсову — на вершины мастерства с дороги достижений. 1907, лето.».

Подчеркнуть свою близость к Брюсову — значило подчеркнуть принадлежность к Творчеству. На «Третьей книге рассказов» (1902) З. Гиппиус рисует образ их нерушимого союза в столь характерной для нее мрачно-помпезной манере:

«Валерию Брюсову.
Как звенья черные - неразделимые
Мы в цепь единую навеки скованы.

З. Гиппиус 12.2.12. СПб.».

А что же сам живой бог русского символизма, «С которым демоны и феи // Во мгле прозрачной говорят // …в чьих мыслях вьются змей // И возникает Красота // …чьи гордые уста // Слагают царственные строки…» (из автографа К. Бальмонта В. Брюсову на первом томе Полного собрания сочинений П.Б. Шелли (1903). Москва, январь, 1903). В Российской государственной библиотеке хранятся 63 дарственные надписи Брюсова. Среди адресатов писатели, поэты, художники, критики…

«Вячеславу Иванову неизменная любовь и дружество 1918 года август Москва.

И волшебство былых веков,
Что нежит душу сном томящим,
И пробужденье в настоящем
От слишком ярких снов...

Валерий Брюсов.»


(На книге «Летопись исторических судеб армянского народа». — М., 1918.)

Известен автограф Брюсова на книге «Stephanos. Венок» (1906), адресованный автору знаменитого «Демона»: «Михаилу Александровичу Врубелю в знак восторженного преклонения перед его гением. 1906, янв. Валерий Брюсов».

Выход в свет в 1916 году книги «Египетские ночи. Обработка и окончание поэмы А. Пушкина» был слишком смелым шагом даже для «серебряного века». Видимо, понимая всю ответственность своего замысла, Брюсов, даря экземпляр поэмы известному критику и пародисту А. Измайлову, не раз едко пародировавшему поэта, он сопроводил ее надписью: «Многоуважаемому Александру Алексеевичу Измайлову. Судье строгому. Валерий Брюсов. 1917». Но беспокойство было напрасным — работа удалась. М. Горький в письме обратился к Брюсову: «Прочитал «Египетские ночи». Если Вам интересно мнение профана в поэзии — эта вещь мне страшно понравилась. Читал и радостно улыбался. Вы смелый, и Вы — поэт божией милостью, что бы ни говорили и ни писали люди «умственные»»2. Горький не единственный принял новые «Египетские ночи», и это было признание.

«Серебряный век», говоря словами А. Блока стремился к всеобъемлющему «вочеловечиванию» Так, характерно, что в автографах Брюсов на книге «Защитнику авторитета: К критике текста Пушкина» [1907] и Бальмонт на книге «A Book of Homage to Shakespeare» (Oxford, 1916), как к лучшему другу, обращаются к Румянцевскому музею:

«Отделению Рукописей Московского Румянцевского музея Валерий Брюсов»

«Благородному Румянцевскому Музею, в стенах которого, в 1896-м году, над страницами Эдгара По, я решил в душе судьбу свою. К. Бальмонт. 1918. Май. 13. Москва.».

Естественно, не все дарственные надписи равноценны. Ряд автографов — традиционные дежурные формы: «Валерию Брюсову — Анна Ахматова с уважением. 1914 г.» («Четки», 1914) или «Владимиру Ходасевичу с приветом Анна Ахматова 1921» («Подорожник, 1921); «Б. Пильняку. С. Есенин. 1921, декабрь» («Пугачев», [1921]), «Борису Зайцеву Александр Блок. Спб. ноябрь 1908.» («Земля в снегу», 1908) и некоторые другие.

Другая группа дарственных надписей представляет особый интерес — это собственно художественное творчество, зачастую не включенное ни в одно собрание сочинений. Прежде всего, это автографы, характеризующие образ творчества адресата.

К. Бальмонт, передавая книгу «Злые чары» (1906), подчеркнул манеру цветовой игры А. Белого: «Андрею Белому, поэту золотого в голубом… 5 мрт. 1907. Утро. Солнце. К. Бальмонт.».

Особой поэтикой проникнуты автографы, в которых автор склоняет голову перед талантом мастера:

«Законодателю русского стиха,
Кормщику в темном плаще,
Путеводной зеленой Звезде.
Глубокоуважаемому Валерию Яков-
левичу Брюсову
В знак истинного преклонения
Александр Блок
29.Х.1904 г. С. Петербург.».

Однако Блок не просто воздает должное гению Брюсова, написав на первой книге «Собрания стихотворений» (1911) «Валерию Брюсову, чей образ для меня высок. Автор. Май 1911.»; он представляет себя достигшим мастерства учеником, процитировав в продолжение автографа самого Брюсова: «»Книга стихов должна быть не случайным сборником разнородных стихотворений, а именно книгой, замкнутым целым, объединенным единой мыслью». Из предисловия к «Urbi et Orbi» 1903 г.». «Собрание стихотворений» Блока было такой книгой.

Нашлось место и доброй шутке. Порой подшучивая над друзьями, дарители стремятся словом поддержать их в трудную минуту. Такие ободряющие строки адресует С. Городецкий на книге «Русь» (1910)

«Алексею Ремизову,
чтоб не кис,
чтоб не мок,
жил бы козырем 
от любящего его крепко автора.
Лесной. 24 - IX. - 09
Лесная, 19, кв. 4.».

Как это ни странно, встречается большое количество дарственных надписей с автохарактеристиками дарителей, которые стремятся как можно ярче продемонстрировать себя. Манерничает И. Северянин в автографе на претенциозной книге «Предгрозье: Третья тетрадь третьего тома стихов, брошюра 29» (1910):

«Умному и славному
Валерию Брюсову - 
безумный и изнемогающий
         Игорь-Северянин
                        911 окт. СПб».

Н. Клюев в автографе на третьей книге «Лесные были» (1913) акцентирует внимание на старорусской культуре, представляясь «Умно любимому Валерию Яковлевичу Брюсову» («Братские песни». Кн. 2., 1912) певцом старообрядческой былинно-сказочной Руси:

«Валерию Свет - Яковлевичу Брюсову - 
мудрому сказителю, слова рачителю
от велика Новогорода - 
обонежской пятины,
прихода Пядницы Парасковии,
усадища «Соловьева Гора»
песенник Николашка,
по назывке Клюев, челом
бьет - величальный поклон воздает,
Прощенный день, от рождества
Бога - Слова 1913-я година.».

Поражают своей неестественной усложненной образностью, надуманной стилизацией то ли «под лапотного мужичка-простофилю», то ли «под Клюева» и ранние автографы С. Есенина. Поэт нарочито подчеркивает свое крестьянское происхождение, появляясь в литературных салонах Петрограда в поддевке, в крестьянских сапогах, в подпоясанной холщовой рубахе. Речь его подобна его одежде: наполнена диалектизмами и «заповедными» словами, особенно это бросается в глаза в автографах на «Радунице» (1916).

«От поемов Улыбища перегудной Мещеры поэту ипостасной чаши скорбной тропы Ю. Балтрушайтису на добрую память от баяшника соломенных суемов. Сергей Есенин, 1916. 4 февраля Пг.»

«Самому доброму, самому искреннему писателю и человеку во ипостаси дорогому Иерониму Иеронимовичу Ясинскому на добрую память от размычливых упевов сохи-дерехи и поемов Константиновских — мещерских певнозобых озер. Сергей Есенин. 1916. 7 февр. Пг.»

«Максиму Горькому, писателю Земли и Человека от баяшника соломенных суемом, Сергея Есенина, на добрую память. 1916. 10 февр. Пг.»

«Великому писателю земли русской Леониду Николаевичу Андрееву от полей рязанских, от хлебных упевов старух и молодок на память сердечную о сохе и поневе. Сергей Есенин. 1916 г. 14 окт. Пг.»

«Баяшнику, словомолитвенному рабу Евгению Замятину с поклоном и лютой верой. Сергей Есенин. 29 февр. 1916»

Странное ощущение от этих дарственных надписей, да и сам поэт кажется каким-то умильно-лубочным. Сразу хочется все списать на то, что Есенину требовалось сопроводить книгу с фольклорной основой аналогичной надписью, но разве это так?! Разве таким он пришел к А. Блоку 9 марта 1915 года. В записной книжке Блока сохранилась запись: «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет, стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык…»3. На память о визите у Есенина осталась подаренная Блоком книга из «Собрания стихотворений» (1912) с дарственной надписью: «Сергею Александровичу Есенину на добрую память Александр Блок 9 марта 1915, Петроград». Позже Есенин объяснит все общей манерой времени его членства в литературно-художественных обществах «Краса» и «Страда» «выдумывать себя» — своеобразным эпатажем.

При содействии А. Блока и С. Городецкого рязанский крестьянин получил широкие возможности публиковать свои произведения в столичной периодике. Его поэзия обретала самостоятельность, имя — известность. И вскоре уже Есенин напишет самому Блоку на своей книге «Преображение» (1918) «Дорогому Александру Александровичу с любовью и почитанием. Сергей Есенин».

По-мальчишечьи хулиганские дарственные надписи Есенина подкупают своим безмятежным жизнелюбивым задором.

«Милая Параскева
Ведь Вы не Ева - 
Всякие штучки бросьте,
Любите Костю.
Дружбой к Вам
                 нежной осЕнен
Остаюсь
           Сергей Есенин.
P.S. Пьем всякую штуку - 
     Жмем Вашу руку.
            Батум, 17 окт. 24»


(автограф С. Есенина П. Соколовой на совместной фотографии С. Есенина и К. Соколова).

«Скучно...
А тебе желаю мужа,
Только не поэта,
С чувством, но без дара,
Просто комиссара»


(автограф С. Есенина Е. Кизирьян на групповой фотографии. Батум, весна, 1925 год).

И даже в минуты душевной боли вера в будущее не покидает поэта:

«Пускай я порою от спирта вымок,
Пусть сердце слабеет, тускнеют очи,
Но, Гурвич! взглянувши на этот снимок,
Ты вспомни меня и "Бакинский рабочий".
Не знаю, мой праздник иль худший день их,
Мы часто друг друга по-сучьи лаем,
Но если бы Фришберг давал нам денег,
Тогда бы газета была нам раем.
            25/IV - 1925 г. Баку.»


(автограф Есенина Е. Гурвичу на групповой фотографии членов литкружка при газете «Бакинский рабочий»).

Известен рисунок, на котором изображен могильный холм с крестом, с грустно-иронической подрисуночной надписью, сделанной рукой поэта: «Под сим крестом С. Есенин. Усп. 1921 < ? > 14 окт.». Что же давало ему силы вытерпеть преследования, оскорбления, угрозы физического уничтожения. Есенин ответил сразу на многие упреки, написав на подаренной Евгению Соколу книге «Ключи Марии» (1920): «Сокол милый. Люблю Русь — прости, но в этом я шовинист». Чувство Родины, единое с чувством творчества — в них спасение и надежда поэта. «… Ни ты, ни я — искусство (поэзия) живут и помимо нас. 19.21/XI.25. М.» — слова С. Есенина в альбом А. Крученых.

Но не только благодарностью и уважением проникнуты автографы начала века, порой на первых страницах книг разгорались настоящие войны. Гиппиус не могла принять романтического отношения Блока к революции. В апреле 1918 года в газете «Новые ведомости» под мужским псевдонимом Антон Крайний Зинаида Николаевна публикует статью «Люди и нелюди», в которой обвиняет Блока в безответственности и бесчеловечности. Тогда же, пытаясь вразумить Блока, на книге «Последние стихи 1914-1918» (1918), значительная часть которой носила явно антибольшевистский характер, поэтесса, намекая на случай, произошедший в 1916 году, когда душевнобольная женщина ворволась в комнату, где разговаривали Гиппиус и Блок, пишет:

«А. Блоку.
Дитя, потерянное всеми...
Все это было, кажется, в последний,
В последний вечер, в вешний час...
И плакала безумная в передней,
О чем-то умоляя нас.
     Потом сидели мы под лампой блеклой,
     Что золотила тонкий дым,
     А поздние распахнутые стекла
     Отсвечивали голубым.
Ты, выйдя, задержался у решетки,
Я говорил с тобою у окна.
И ветви юные чертились четко
На небе - зеленей вина.
     Прямая улица была пустынна,
     И ты ушел - в нее, туда...
     Я не прощу. Душа твоя невинна.
     Я не прощу ей - никогда.
Апрель, 18 г., СПб.».

Блок ответил, написав письмо, где подробно растолковывал свою позицию, но вместо письма отослал книгу «Двенадцать. Скифы», которая, собственно, и была всему причиной, также со стихотворными строками:

«З. Гиппиус
Женщина, безумная гордячка!
Мне понятен каждый ваш намек,
Белая весенняя горячка
Всеми гневами звенящих строк!

Все слова - как ненависти жала,
Все слова - как колющая сталь!
Ядом напоенного кинжала

Лезвие целую, глядя в даль...

Но в дали я вижу - море, море,
Исполинский очерк новых стран,
Голос ваш не слышу в грозном хоре,
Где гудит и воет ураган!

Страшно, сладко, неизбежно, надо
Мне - бросаться в многопенный вал,
Вам - зеленоглазою наядой
Петь, плескаться у ирландских скал -
Высоко - над нами - над волнами - 
Как заря над черными скалами - 
Веет знамя - Интернационал!
1.VI.1918 Александр Блок».

Это был серьезный, жалящий выпад. 31 мая Гиппиус передала книгу Блоку, на следующий день он ответил. Гиппиус откликнулась проникнутой злобой статьей «Неприличия» («Современное слово». — 1918. — 16 июня).

Через год, 7 мая 1919 года, Гиппиус через своего мужа Мережковского передала Блоку стихотворение «Бывшему рыцарю Прекрасной Дамы», где писала, что в Кронштадте матрос «танцевал польку с Прекрасной Дамой». Блок парировал надписью на книге «Катилина» (1919): «Зинаиде Николаевне Александр Блок. Май 1919 г.

Вы жизнь по-прежнему нисколько
Не знаете. Сменилась полька
У них печальным кикапу4...
И что вам, умной, за охота
Швырять в них солью анекдота,
В них видеть только шантропу».

Трудно сказать, дошло послание до адресата или нет, так как в 1920 году З. Гиппиус и Д. Мережковский покинули Советскую Россию.

Переписка Блока и Гиппиус, бесспорно, чрезвычайно яркое явление, однако, дух полемичности, житейского и творческого соперничества подчеркивался каждым поэтом «серебряного века».

«Моему сотоварищу и сопернику по 
переводам Э. Верхарна Георгию Ива-
новичу Чулкову в знак неизменного 
дружества 1906 Валерий Брюсов.»


(На книге Э. Верхарна «Стихи о современности». — М., 1906.)

Интересно, что наиболее последовательно это реализовалось у Есенина: его автографы — квинтэссенция эстетических принципов творчества поэта.

И. Эренбургу на книге «Голубень» (1918): «Милому недругу в наших воззрениях на Русь и Бурю И. Эренбургу на добрую память от искренне любящего С. Есенина»; ему же весной 1921 года на книге «Трерядница»: «Вы знаете запах нашей земли и рисуночность нашего климата. передайте Парижу, что я не боюсь его, на снегах нашей родины мы снова сумеем закрутить метелью, одинаково страшной для них и этих».

А. Ширяевцу, которого Есенин называл «Шуркой милым…» («Трерядница») на книге «Исповедь хулигана» (1921): «Александру Васильевичу Ширяевцу с любовью и расположением. С. Есенин. Я никогда не любил Китеж и не боялся его. Нет его и не было, так же, как и тебя и Клюева. Жив только русский ум, его я люблю, его кормлю в себе — потому ничто мне не страшно и не город меня съест, а я его проглочу (по поводу некоторых замечаний о моей гибели)». И непременно самому Н. Клюеву, на книге «Голубень»: «Что бы между нами ни было — любовь останется, как ты меня ни ругай, как я тебя. Все-таки мы с тобой из одного сада — сада яблонь, баранов, коней и волков. С. Есенин. Мы яблоки и волки — смотря по тому, как надо».

Есенин ощущал силу дарованного ему таланта, понимал свою роль в имажинизме. Неслучайно он отдалился от критиковавшего имажинизм Е. Замятина; воспринимал любые выпады против имажинизма, как личную обиду, свое унижение, ибо имажинизм — это он, Есенин. На экземпляре «Трерядницы», адресованном И. Бороздину все определено: «Илье Николаевичу Бороздину на защиту верных искусству. С. Есенин. Не было бы Есенина, не было бы и имажинизма. Гонители хотят съесть имажинизм, но разве можно вобрать меня в рот? С. Есенин. 7. марта 1921 г.».

По автографам можно изучать хронологию жизни авторов — их детство, отрочество, юность, встречи, расставания, юбилеи. Волошин на экземпляре изданной в 1918 году книги «Иверни», предназначенном Брюсову, написал: «Дорогому Валерию Яковлевичу на память совершеннолетия нашего знакомства (1903 — 1924 = 21) Максимилиан Волошин 1928/III 24». «Старому Чулкову от старой Ахматовой дружески — 6 окт. 1928. Москва.» («Белая стая», 1918). Иногда же для установления точной даты автографа необходимо обладать знаниями истории первой четверти XX века. А. Ахматова преподнесла Е. Замятину третье издание «Белой стаи» (1922): «Евгению Замятину Анна Ахматова. Кесарю — кесарево. II-ой день генуэзской конференции. Петербург». Таким образом, Вторая Генуэзская международная конференция открылась 10 апреля 1922 года, стало быть автограф датирован 11 апреля 1922 года. Через некоторое время Ахматова подружилась с Людмилой Николаевной — женой Замятина. На четвертом, берлинском, издании «Белой стаи» (1923) в 1925 году Ахматова написала: «Авг. 1922 — авг. 1925. В третью годовщину нашей дружбы милой Людмиле Николаевне Анна».

Романтические тайны автографов — тема отдельного разговора. С какой нежностью, признательностью, теплотой написаны эти строки, какие удивительные истории скрыты за ними.

Личная драма М. Волошина, которой обернулось знакомство в 1906 году его жены М. Сабашниковой с В. Ивановым, вылилась спустя годы в проникновенно печальные строки автографа на книге «Стихотворения 1909-1910 гг.» (1910), в которую включен поэтический цикл «Amori Amara Sacrum» (святая горечь любви) почти полностью посвященный Маргарите Васильевне:

«Вячеславу - Максимилиан
Еще [не] отжиты связавшие нас годы
Еще не пройдены сплетения путей:
Вдвоем руслом одним, - не смешивая воды
Любовь и ненависть текут в душе моей.
19.7/III.10  Коктебель».

В конце 1923 года жена А. Мариенгофа Анна Борисовна Никритина познакомила Есенина с 22-летней актрисой Московского камерного театра Августой Леонидовной Миклашевской, которая надолго стала близким поэту человеком. Августе Миклашевской Есенин посвятил цикл стихов «Любовь хулигана», вошедший в книгу «Москва кабацкая». Загадочная судьба была уготована экземпляру книги, предназначавшемуся Миклашевской. На нем рукой поэта было написано: «Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге. С. Есенин. 24.III.25 г.». Каким-то неведомым образом он попал не к адресату, а в Государственную Публичную библиотеку в Ленинграде. Как это произошло — трудно сказать. Известно, что поэт передавал книгу не лично, а через Ивана Приблудного, которому, кстати, в 1925 году на книге «О России и революции» (1925) с ехидцей напишет «Читай, дурак, — учись. 1925. С Есенин». Миклашевская узнала о местонахождении ее подарка уже после смерти поэта. Она неоднократно обращалась в библиотеку с просьбами вернуть сборник ей, но получила лишь копию автографа Есенина. Это уникальный случай, когда дарственные надписи становятся достоянием публики еще при жизни своих адресатов.

Немногочисленность «интимных» автографов Есенина только оттеняет роль в жизни поэта тех женщин, которым посвящены эти строки, и его нежное к ним отношение. Два автографа, адресованные Шагандухт Нерсесовне Тальян (Шаганэ): на книге «Москва кабацкая»: «Дорогая моя Шагане, вы приятны и милы мне. С. Есенин. 4. I. 25. Батум»; на автографе стихотворения «Ты сказала, что Саади…»: «Милой Шагане». И, конечно, дарственная надпись женщине, чье имя навечно связано с Есениным — Галине Артуровне Бениславской.

Знакомство Есенина с его «ангелом-хранителем», как иногда он называл Бениславскую, скорее всего, произошло осенью 1920 года во время легендарного «Суда над имажинистами». Об их отношениях в течение последующих трех лет известно крайне мало: год они не встречаются вовсе, а затем Есенин уезжает с А. Дункан в путешествие по Европе и Америке. Но уже в 1922 году Есенин признает особую роль их встречи — на издании «Пугачева»: «Милой Гале, виновнице некоторых глав. С. Есенин. 1922, январь».

В октябре 1924 года Есенин, никогда не имевший своей квартиры, после возвращения из-за границы и разрыва с Дункан поселился вместе с сестрами у Бениславской. Похоже, образовалась настоящая семья: к ним приезжала мать Есенина, Бениславская навещала родителей поэта в Константинове. Галине Артуровне поэт доверял свои материальные и издательские дела.

Конечно, это была не только дружба, во всяком случае для Бениславской. В известных письмах к Есенину она часто пишет не только о материальных или бытовых проблемах, но и о тех чувствах, которые испытывала к поэту. Но все же главное их содержание — литературное. Бениславская, прекрасно образованная, тонко чувствующая слово, была не просто помощником, но иногда и литературным советчиком Есенина.

Совместная жизнь Есенина с Бениславской длилась недолго. Одна за одной происходят ссоры, растет недопонимание, накапливаются взаимные обиды. Летом 1925 года Есенин переезжает жить сначала к мужу своей сестры, поэту В. Наседкину, а позже к новой жене — Софье Андреевне Толстой. Нетрудно представить, чем стал этот уход для любящей женщины. Осенью у Бениславской обостряется неврастения, она даже вынуждена лечь в больницу, а в декабре, ища успокоения, уезжает в деревенскую глушь Тверского края. Но тверская земля не принесла ей покоя: непоправимой трагедией приходит известие о гибели Есенина. Бениславская отчаянно пытается забыться, вернуться к нормальной жизни, найти работу. Возможно ли это было?! Зимой 1926 года Г. Бениславская на могиле Есенина, талантливого поэта, любимого человека выстрелом в сердце покончила жизнь самоубийством, оставив записку: « 3 декабря 1926 года. Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого еще больше собак будут вешать на Есенина. Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня все самое дорогое…».

Необыкновенным, завораживающим лиризмом проникнуты строки автографов В. Маяковского, посвященных его любимой женщине Л. Брик — его поэтической музе: «Автору стихов моих Лиленьке — Володя.» (на книге «Человек», 1918).

После возвращения Маяковского и Брик из Европы между ними произошла небольшая размолвка. Пребывание Маяковского в послевоенной Германии было роскошным. Немецкая марка обесценилась настолько, что поэт мог снимать номера в лучших гостиницах, устраивать приемы в дорогих ресторанах, не только заказывая небывалое количество разнообразных блюд, но и раздавая щедрые чаевые. Вернувшись в Россию, он устраивает творческий вечер-отчет о своем пребывании за границей — концерт в двух вечерах: «Что Берлин?» и «Что Париж?». В зале был аншлаг, желающих услышать Маяковского набралось столько, что Брик с трудом удалось пробиться к оставленному для нее месту. Маяковский вышел на сцену, с пафосом начал рассказ — зал слушал его, как бога; и только Брик, под недовольное перешептывание своих соседей, иронично комментировала поэта. Домой он вернулся, как убитый, долго молчал, хотел даже отменить следующее выступление — «Что Париж?» Им нужно было объясниться.

Л. Брик вспоминает: «Оба мы плакали. Казалось, гибнем. Все кончено. Ко всему привыкли — к любви, к искусству, к революции. Привыкли друг к другу, к тому, что обуты — одеты, живем в тепле. То и дело чай пьем. Мы тонем в быту. Мы на дне. Маяковский ничего настоящего уже не напишет…»5. Они решают расстаться минимум месяца на два: обдумать все, разобраться в себе… Это было тяжелое испытание для Маяковского. Единственное, что он позволил себе в течение этого времени — передать через домработницу несколько небольших записочек и автограф-жалобу на двухтомнике « 13 лет работы»:

«Вы и писем не подпускаете близко.
закатился головки диск.
Это, Киска, не переписка,
а всего только переписк.».

Книга вышла с посвящением Л. Брик, причем ее инициалы, расположенные как бы по кругу , складывались в бесконечное ЛЮБЛЮ. Тогда же он прислал и свою новую книгу «Лирика» (1923) с автографом:

«Прости меня, Лиленька миленькая
за бедность словесного мирика.
книга должна бы называться Лиленька,
а называется - Лирика. В.М.».

К сожалению, данный экземпляр был утерян и в Российской государственной библиотеке в Москве хранится копия этого автографа, сделанная рукой Л. Брик.

Конечно, это лишь малая толика в многообразии дарственных надписей с их причудливым переплетением любви, очарования женщиной, братства, дружбы, политических и поэтических споров, нежности, лютой ненависти и «лютой веры» — всего «половодья чувств» их авторов.

Автографы начала XX века — неотъемлемая часть русской художественной культуры, вобравшая в себя эту культуру, как мельчайшая клетка вбирает в себя все свойства целого организма. Короткое строки, предваряющие книгу, — творческий микрокосм, ведущий в универсум эпохи «серебряного века».

Использованная литература

  1. Автографы поэтов серебряного века: Дарственные надписи на книгах. — М., 1995.
  2. Блок А. Записные книжки (1901 — 1920). — М., 1965.
  3. Брик Л.Ю. Из воспоминаний // Дружба народов. — 1989. — N 3. — С. 186-218.
  4. Голубева О.Д. Автографы заговорили. — М., 1991.
  5. Горький М. Собрание сочинений: В 30 т. — Т. 29.
  6. Дарственные надписи Блока на книгах и фотографиях // Литературное наследство. — Т. 92. Александр Блок. Новые материалы и исследования. — Кн. 3. — М., 1982.
  7. Ломан А.П., Земсков В.Ф. Дарственные надписи С.А. Есенина (инскрипты) // Русская литература. — 1970. — N 3. — С. 157-167.
В начало страницы Главная страница
Copyright © 2024, Русофил - Русская филология
Все права защищены
Администрация сайта: admin@russofile.ru
Авторский проект Феськова Кузьмы
Мы хотим, чтобы дети были предметом любования и восхищения, а не предметом скорби!
Детский рак излечим. Это опасное, тяжелое, но излечимое заболевание. Каждый год в России около пяти тысяч детей заболевают раком. Но мы больше не боимся думать об этих детях. Мы знаем, что им можно помочь.
Мы знаем, как им помочь.
Мы обязательно им поможем.